.
ХАРЬКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ИННОВАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ, ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ ГУМАНИЗАЦИИ
.
Новости фонда
В 2017 году
ХОБФИЗИТ гуманизации продолжает реализацию социальных проектов: «Культурно-образовательный центр формирования социально-активной творческой личности» - на 1 этапе и «Ресурсный центр подготовки кадров гуманистической направленности» - на 2 этапе. В их развитие работает научно-исследовательская лаборатория «Развитие творческой личности», цель которой – создание научно-методической базы. Апробация технологий гуманизации реализуется на экспериментальной площадке Культурно-образовательный центр «Эниоплюс», являющейся базой практики по формированию качеств социально-активной творческой личности и нового Лидера. Проводятся семинары. Тел. 731-54-76
В 2017 году
Культурно-образовательный центр "ЭНИОПЛЮС" проводит семинары с инновационным наполнением серии «Общество 3-го тысячелетия»: «Особенности настоящего времени», «Зарождение цивилизации третьего тысячелетия», «Гуманистический образ жизни - основа жизненного успеха», «Харьков - город гуманистического развития», «Духовный оберег Харькова», «Духовные святыни родного края», «Переосмысление уроков истории», «Путь Г.С. Сковороды - рождение Нового человека» и другие. Приглашаем желающих. Тел. 730-05-74. enioplus.com
В 2017 году
С целью создания системы передачи инновационных знаний путем подготовки кадров гуманистической направленности на базе освоения инновационной системы духовно-творческого управления «Менеджмент нового типа» продолжается реализация проекта «Культурно-образовательный центр формирования социально-активной творческой личности и нового Лидера». В развитие проекта проводятся мировоззренческие семинары и индивидуальные занятия. Тел. 731-54-76, 067-573-86-59
«Человек — не экономический фактор, не простое орудие, средство достижения цели, в нем самом заложена самостоятельная цель развития»

Конференция ЮНЕСКО, 1997г.

Фисенко Н.П.
Харьковский областной благотворительный фонд инновационных знаний, идей и технологий гуманизации

Творческая личность как результат саморазвития и самосовершенствования в процессе культурогенеза

Актуальность темы. Проблема творчества, формирование субъекта творческой деятельности, повышение творческого потенциала становится особой темой третьего тысячелетия. Актуальность темы предопределяется тем, что в период системного кризиса, охватившего современное общество, возрастает роль индивидуального поведения личности, индивидуального творчества, которые влияют на судьбу культуры и личную жизнь человека. В связи с этим перед человечеством возникла проблема саморазвития и самосовершенствования личности, как условия формирования гармоничного культурного пространства.

Поиски путей повышения творческого потенциала личности вошли в круг гуманистической парадигмы научных исследований по преодолению кризисных явлений современного постиндустриального общества. И это не случайно. Перед обществом встают новые все более трудные задачи, решить которые немыслимо без творческого новаторского подхода, без повышения и максимального использования потенциальных возможностей человека. В связи с этим, необходимо более глубокое осмысление понятия «творческой личности», способной к творческой деятельности, вследствие которой возникают материальные и духовные ценности.

Целью статьи является ретроспективный анализ этапов формирования творческой личности в процессе исторического развития культуры.

Анализ степени разработанности проблемы показывает, что феномен творческой личности является важным в круге вопросов современных наук, прежде всего культурологии, социологии, психологии художественного творчества и т.п. Меру разработанности темы нельзя охарактеризовать однозначно. Так, начиная с конца ХХ в. переосмысление творческой личности нашло отражение в ряде Международных конференций [1].

Творчество личности как социально-духовный феномен рассматривалось в работе Афанасьевой О.В. [2], где на основе социологического анализа трудовой и творческой деятельности раскрыта динамика формирования творческого процесса.

В последние годы стали появляться работы о творчестве не только как о духовном процессе, но и как о высшей форме гармонизации человеческих знаний в жизнедеятельности человека, выраженных в творческом процессе самовоспитания, самообразования и самосовершенствования. Вершинин Г.Д. и Вершинина Е.М. обосновали объективную необходимость и историческую неизбежность изменений в цивилизационном развитии человечества на базе появления новой гуманистической идеологии. Соответственно, новый этап эволюционного развития требует нового субъекта исторического творчества Земли гуманистической направленности через самосовершенствование своего сознания [3].

Анализируя разнообразные аспекты и меру осмысленности проблемы можно сказать, что до сих пор нет единой научной концепции о социокультурном состоянии человека, не выявлена сущность творчества как социально-духовного феномена, который играет решающую роль в саморазвитии личности.

В каждую историческую эпоху возникает совокупность условий — материальных, социальных, духовных, — определяющих социальный тип человека и характер его творческой деятельности в обществе. Чтобы понять проблему личности целостно, необходимо обратиться к проблеме генезиса формирования личностных особенностей человека и его творческой деятельности. Прежде всего, возникает вопрос — когда рождается личность? Как процесс творческой деятельности влияет на саморазвитие и самосовершенствование личности? Для отображения разных аспектов многогранной человеческой личности используются разные качественные характеристики. Это такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуум», «индивидуальность», «творческая индивидуальность», «личность», «творческая личность». Рассмотрим эти понятия более подробно.

Первым понятием, из которого следует начинать изучение проблемы личности, есть человеческая особь-основатель — это наименьшая неделимая единица биологического вида, которая склонна к воздействию факторов эволюции. Организм-пионер будущего человека дает начало развития популяции организма, способного к размножению, который своей жизнедеятельностью готовит среду для образования сообщества или для вселения организмов других видов. Человек как особь является элементарной единицей живого существа, реальным носителем жизни. Русский эквивалент термина — индивид, со всеми своими симбионтами, принимает участие в функционировании биосферы и в эволюционном процессе как отдельное целое. Как представитель живого, он одновременно входит в состав других консорций, что обеспечивает единство жизни на Земле.

Дальше идет «индивид» (от лат. Individuum — неделимое). Это понятие является смысловым мостиком от биологического (человек) к социальному (индивидуальность, личность). Под понятием «индивид» понимают отдельно взятого представителя человеческого рода, носителя какого-нибудь единичного качества. Индивид — это человек на начальном этапе своего развития, характерной особенностью которого есть освоение примитивной работы.

Дальше с развитием мозга как органа познания индивид трансформируется в индивидуум («индивид»+«ум»), характерной особенностью которого является развитие его на личностно-семейном уровне качествам исполнителя через повторяемость процессов — тиражирование при делении трудовой деятельности на разные виды. Индивидуум формирует способность принимать новую информацию для совершенствования своей практической деятельности через создание систем начального интеллектуального профессионализма (ремесленник).

С развитием мышления индивидуум в процессе социальной деятельности трансформируется в «индивидуальность» «индивид»+«дуальность»: наличие двух противоположных начал — материального и духовного), что выражает уникальную своеобразность человека, определяет форму преодоления индивидуумом своей «атомарности», трансформирование общественного бытия в форму самореализации человека и самоактуализации личности. Характерной особенностью индивидуальности есть развитие ее на личностно-коллективном уровне. Само понятие «индивидуальность» обозначает совокупность свойств, способностей, особенностей и опыта, которые отличают данного индивидуума от многих других. Эта неповторимость зависит от жизненной позиции индивидуальности, характера ее деятельности и уровня оригинальности. В индивидуальности есть что-то свое, присущее только ей. Она занята своим «мое»: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений. Стало быть, для человека характерно утверждение: «Я – есть», а для «индивидуальности» — «Я – такая».

В процессе жизнедеятельности у индивидуальности формируется способность создавать системы высокого профессионализма и руководить ими. Этот этап развития характерен появлением творческой индивидуальности, способной динамично творчески учиться в узком спектре профессионализма на личностно-общественном уровне. Это интеллектуал, который в узком спектре интереса интуитивно обнаруживает способность к активной переработке информации и целенаправленному движению, к генерации новизны в своей творческой деятельности через наработку самостоятельности и системности.

Следующая более высокая степень характеристики общественных свойств человека – «личность». Понятие личности выражает целостность стойких свойств и качеств творческой индивидуальности. Личность — это высочайшая степень духовного развития человека, которая представляет собой стойкую совокупность социально-значащих качеств, которые характеризуют индивидуальность как уникальную субъективность, способную осваивать и изменять мир. Личность — это человек, который находится на определенной ступени исторического развития. Иначе говоря, каждая личность — человек, но не каждый человек является личностью. Человеческим индивидом рождаются, а личностью становятся. В отличие от индивида, индивидуума и индивидуальности, сущность которых формируется преимущественно на основе биологической природы человека, сущность личности опирается главным образом на ее духовные и социальные качества. Понятие «личность» включает в себя совокупность всех социальных ролей данного человека, всего общественного отношения, важнейшими среди которых есть отношение к общественному долгу, а также к установкам общественной морали. Личность допускает ту или другую степень автономности и воли человека в своих действиях и персональную «личностную» ответственность за них. Таким образом, личности нет вне самореализации индивидуума, проявления им своей неповторимой индивидуальности, т.е. личность — это развитая творческая индивидуальность. Вместе с тем, свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено общих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности — это не то самое, что личностные свойства индивидуальности, т.е. свойства, которые характеризуют ее как личность. Творческая деятельность личности находится в зоне управления на личностно-общественном уровне. Она имеет интегральный тип мышления с развитой интуицией.

Соответственно концепции У. Маслоу, личность отличается реалистическими ориентациями и целеустремленностью, воспринимает себя, других и мир такими, какие они есть. Она сосредоточена на решении конкретных проблем, а не на самой себе; ведет себя непосредственно и независимо; имеет большой запас творческой энергии. Это «самоактуализированная» личность [4]. Личность, как целостная система, подвижна и динамична. Она изменяется, развивается под влиянием развития общества, социальной среды. Развитием для нее есть постоянное расширение сознания и духовное обогащение человеческой личности, связанное с совершенствованием способностей, развитием нужд, с развитием общественного отношения, техническим и духовным прогрессом. Психолог С.Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь личности не только как движение вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности; завершение жизни — достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства [Цит. по: 5, С. 86.].

В основе гуманистической идеологии лежат представления о человеке как о творческой личности, которая свободно делает свой ответственный выбор среди предоставленных возможностей, адекватно отвечает на вызов социокультурной среды. Творческая личность познает мир через раскрытие своего творческого начала — внутренний человеческий психологический фактор, который имеет неограниченные физические, психологические и интеллектуальные возможности. Подобная творческая личность способна выходить за пределы своего пространства, в котором она познает мир на основании интегрального живого мышления и интуиции. Тем самым творческая личность, реализуя свою сущность, «обречена» на постоянное самосовершенствование своих личностных качеств и новых видов творческой деятельности (беспрерывное становление) как условие ее полноценного бытия в социуме и культуре. Замечательный советский психолог Л. Выготский считал, что для того, чтобы понять внутренние психические процессы творческой личности, надо выйти за пределы организма и искать объяснение в отношениях этого организма с общественной средой [6]. Между тем, творческая личность — это гений, как высшая степень развития человека и человечества. Она — от Бога. Ее назначение — выполнение миссии, т.е. необходимо найти синтетический баланс между материальным и духовным в понимании личности.

Индивидуум только в том случае становится индивидуальностью с развитием в творческую индивидуальность, личность и творческую личность, если он задействован в общественном отношении через деятельность. Поэтому все эти понятия желательно раскрывать через их деятельность, поскольку именно она представляет собой основу их формирования.

Человек становится творческой личностью в ходе своего индивидуального развития и совершенствования качеств своего сознания путем усвоения опыта и ценностных ориентаций общества, в котором он живет, и это становление и развитие для него является важнейшей проблемой. Духовность личности представляет собой тот невиданный стрежень, ядро нашего «Я», на котором базируется вся ее структура. Это внутренние духовные состояния, которые ориентируют направленность личности на определенные гуманистические ценности и идеалы. Духовность человека не является чем-то внешним, ее можно приобрести только через формирование в себе внутренних духовных качеств планетарного уровня. Вот почему уровень развития личности является показателем уровня развития общества.

На наш взгляд, в соотношении понятий «человек», «индивид», «индивидуум», «индивидуальность», «творческая индивидуальность», «личность» и «творческая личность» следует видеть своеобразные ступени выделения человеком себя из природы (схема 1). Это разные этапы становления человека как субъекта деятельности, разные ступени развития его общественно-исторической сущности. Итак, творческая личность — это индивид, который в своей общественно-исторической деятельной сущности развит до уровня субъекта исторического творчества.

Схема 1

Схема 1. Соотношение содержания понятий «человек», «индивид», «индивидуум», «индивидуальность», «творческая индивидуальность», «личность», «творческая личность»

Богатство и сложность социального содержания личности обусловлены многообразием ее связей с общественным целым, степенью вмещения в ее сознании и деятельности разных сфер жизни общества.

Для того чтобы понять механизм саморазвития и самосовершенствования, необходимо понять суть творческого процесса, который происходит в сознании личности. Необходимо глубже познать механизмы творчества, роль цели идеала в творении; лучше разобраться в социальной (и национальной) психологии народа. Необходимо выучить условия жизнедеятельности, работы и творчества человека, значение (личностное, общегосударственное, общечеловеческое) реализованного в обществе таланта, взаимосвязь человека и человечества, человека и природы. В результате своего анализа мы непременно придем к заключению, что творчество — необходимое условие развития человека и общества. Если не удается раскрыть и использовать возможности человека в жизни общества, то наступает крах социальной системы.

Сама история есть становление человека как субъекта творческой деятельности. Индивид самым непосредственным образом вырабатывается обществом. Индивидуумы, по К. Марксу – «производящие в обществе» [7]. Развитие производства, как исходного и общего процесса развития общества, было связано с развитием индивидуумов как субъектов деятельности. Содержание производства допускает потребление, а это и есть производство самого субъекта.

Каждый исторический этап развития производства создает соответствующих ему индивидуумов. Как известно, люди создают свою историю, но в тот же время, они самые должны быть «созданы», сформированы определенным образом в определенных обстоятельствах. Маркс считал, что «личность есть продукт более поздней, а точнее — буржуазной эпохи. Во все предыдущие эпохи индивиды были «принадлежностью» определенного ограниченного человеческого конгломерата. Раскладка феодальных и возникновение капиталистических отношений порождает обособленных индивидуумов, для которых разные формы общественной связи выступают относительно отдельной личности просто как средство для ее частных целей, как внешняя необходимость» [8].

Вся история человечества есть становление человека как субъекта деятельности. Через творческую деятельность, как способ самопорождения человека, вырисовывается путь формирования личности в истории. Сначала на ранних этапах истории индивиды непосредственно объединены в общественных взаимоотношениях семьей, общиной. Индивиды не самостоятельны, так как в них нет еще самостоятельной, обособленной жизни и деятельности. Поскольку индивиды не были еще личностями, в них нет еще реально обособленного бытия, постольку каждый отдельно не воображал себя субъектом деятельности. Реальным субъектом выступает община или другой конгломерат людей. Качество социального субъекта шаг за шагом приобретает сообщество индивидуумов. Чтобы каждый индивид развился в какую-то самостоятельную общественную силу, неразвитая синкретическая деятельность родов и общин должна была развернуться в сложную дифференцированную деятельность, которая на каждом этапе порождала новые формы деятельности. Общественное разделение труда и его обратная сторона — частная собственность явились основными факторами, которые приводят к постепенному обособлению индивидуумов.

Понятие творческой личности является дальнейшим углублением и конкретизацией понятия сущности человека. Личность — это общее, общественное, развитое как индивидуальное. Общество, как целое, где индивидуумы развились в обособленные творческие индивидуальности, становится системой разнообразных отношений между ними на базе самовыражения.

Трактовка личности как самостоятельной творческой деятельности ближе всего подводит к верному пониманию сущности саморазвития и самосовершенствования личности. Так, например, Кемеров В.Е. пишет, что «понимание личности как целостности, как самодеятельности, которая возникла в ходе развития человеческого индивида в условиях определенных общественных отношений, будучи зафиксированным в теоретической форме, оказывается потом исходным и для понимания ее как субъекта воспроизведения общественных связей и как субъекта психической деятельности» [9].

В историческом развитии человека происходит изменение его сущности, причем с переходом на каждый следующий этап новое сущностное содержание образовывается не путем приложения его к старому, а путем превращения старого в новое. Творческая личность и есть то новое качество, к которому переходит общественно-историческая сущность человека. Становясь субъектом, творческая личность поднимается на следующую степень развития — в субъекта собственной деятельности, где она становится объектом самого же себя: субъект и объект — лишь разные стороны единого процесса деятельности. Отношение личности к себе как к объекту творческой деятельности — это процесс, в котором она постоянно возвращается к себе, воссоздает и одновременно развивает и совершенствует себя. Чтобы осуществить такое преобразование, надо формировать «живое» творческое мышление, осваивать инновационные технологии по формированию в себе качеств нового субъекта исторического творчества. Это значит переработать самого себя, «отказавшись» от себя «старого», создать себя нового, что возможно при нацеленности на восстановление сознания личности.

Выводы. Таким образом, пришло время осознать, что эволюция качества работы изменяет человека и приводит к формированию человека творческого, гармонично развитого, как физически, так и духовно для выполнения его назначения на Земле. «Лишь талантливая работа оправдывает нашу жизнь на Земле, — и уже поэтому она изначально запрограммирована в каждом» [10]. В процессе культурно — исторической эволюции трансформация индивида в творческую личность происходит соответственно развитию ее сознания. Решение этой проблемы является жизненно важным для всего человечества. К выполнению миссии на Земле творческая личность как новый субъект исторического творчества может приблизиться только в совокупности всех форм своего самоосознания и новой саморганизации.

Литература

  1. Творчество и личность: Тезисы докл. междунар. симпоз. 1995.; Личность, творчество и современность: сб. науч. работ. 1998.; Творческая личность в системе непрерывного профессионального образования: Матер. междунар. науч. конф. 2000.
  2. Афанасьева О.В. Творчество как саморазвитие личности. 1998.
  3. Вершинин Г.Д., Вершинина Е.М. Инновационные парадигмы общественной мысли XXI столетия. 2003;. Вершинина Е.М. Непрерывное воспитание и гуманизация в системе образования — суть социально-экономического и духовного возрождения общества. Концепция / Монография. Х., «Регион-информ», 2004. — 432 с.
  4. Маслоу У. Самоактуализация. Технология личности. Тексты. — Г., 1982.
  5. Афанасьева О.В. Творчество как саморазвитие личности. — Г.: «Луч», 1998. — С. 86.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. — Г.: Педагогика. — 1981-1985. (128)
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12. — С. 709.
  8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12. — С. 710.
  9. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследований и жизненный смысл. Г., 1977. — С. 226.
  10. Акимов И., Клименко В. О природе таланта. 1994. — С. 41.
.
Главная | О фонде | Мотивация | Структура фонда | Направления деятельности | Семинары
Технологии гуманизации | Статьи | Публикации | Глоссарий | Контакты