.
ХАРЬКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ИННОВАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ, ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ ГУМАНИЗАЦИИ
.
Новости фонда
В 2017 году
ХОБФИЗИТ гуманизации продолжает реализацию социальных проектов: «Культурно-образовательный центр формирования социально-активной творческой личности» - на 1 этапе и «Ресурсный центр подготовки кадров гуманистической направленности» - на 2 этапе. В их развитие работает научно-исследовательская лаборатория «Развитие творческой личности», цель которой – создание научно-методической базы. Апробация технологий гуманизации реализуется на экспериментальной площадке Культурно-образовательный центр «Эниоплюс», являющейся базой практики по формированию качеств социально-активной творческой личности и нового Лидера. Проводятся семинары. Тел. 731-54-76
В 2017 году
Культурно-образовательный центр "ЭНИОПЛЮС" проводит семинары с инновационным наполнением серии «Общество 3-го тысячелетия»: «Особенности настоящего времени», «Зарождение цивилизации третьего тысячелетия», «Гуманистический образ жизни - основа жизненного успеха», «Харьков - город гуманистического развития», «Духовный оберег Харькова», «Духовные святыни родного края», «Переосмысление уроков истории», «Путь Г.С. Сковороды - рождение Нового человека» и другие. Приглашаем желающих. Тел. 730-05-74. enioplus.com
В 2017 году
С целью создания системы передачи инновационных знаний путем подготовки кадров гуманистической направленности на базе освоения инновационной системы духовно-творческого управления «Менеджмент нового типа» продолжается реализация проекта «Культурно-образовательный центр формирования социально-активной творческой личности и нового Лидера». В развитие проекта проводятся мировоззренческие семинары и индивидуальные занятия. Тел. 731-54-76, 067-573-86-59
«Человек — не экономический фактор, не простое орудие, средство достижения цели, в нем самом заложена самостоятельная цель развития»

Конференция ЮНЕСКО, 1997г.

Вершинина Е.М., Мухина Н.В., Трефелева О.В.

ИННОВАЦИОННЫЙ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК НОВАЯ ПСИХОКУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА

Глубокий кризис нашей цивилизации, требующий кардинальных изменений сложившихся систем ценностей, обусловливает выдвижение вопроса о смене парадигмы развития мирового сообщества. Адекватно его решению следует рассматривать поиск новых подходов к созиданию основного субъекта этого процесса - личности, способной осуществить цивилизационные изменения и построить новое общество. Во всех аспектах жизнедеятельности человека, семьи, коллектива сегодня отражается состояние глубинных трансформаций общественного сознания в экологическом, экономическом, политическом и идеологическом смысле, что приводит к зарождению человека и общества новой психокультуры.

Чтобы создать общество новой психокультуры необходимо духовно оздоровить самого человека, перевести его психическое и физическое здоровье в одну из основных жизненных ценностей. Реалии сегодняшнего дня говорят о том, что человек всё больше теряет своё здоровье и при этом не понимает, что причины его болезней заложены в нём самом. Эксперты ВОЗ сделали заключение, что состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи; на 20% - наследственными факторами; на 20% - состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни [1Горлов А.А., Бисюк Ю.А. Биоэтика и будущее человечества. - Симферополь: изд-во КГМУ, 2001. - 115 с.].

Достигнутый образ жизни отражает отсутствие физической, душевной и духовной гармонии человека и свидетельствует о том, что это, по сути, - кризис сознания, который проявляется в нездоровом образе жизни - стремлением достичь желаемого любой ценой или полным отсутствием интереса к жизни. Всё это говорит о потере духовных ценностных ориентиров и смысла жизни, то есть, о кризисе мировоззрения.

Источником этого кризиса является кризис современной системы воспитания и образования, отвечающей за формирование личности человека и её мировоззрения. За этим стоит незнание и непонимание внутренних интенций развития самого человека и мира. Достигая определённых положительных результатов в профессиональной подготовке кадров, существующая система образования не способствует формированию духовно и физически здоровой личности как субъекта творчества жизни, и ,следовательно, общества в целом. Кризисное состояние системы образования на данном витке развития требует включения в себя духовно-ориентированного воспитательного аспекта, обеспечивающего перевод сознания на качественно новый уровень воспитательного процесса, а это требует новой системы знаний и духовной шкалы жизненных ценностей.

На сегодня функционирующая система воспитания и образования ещё не предусматривает освоение знаний, позволяющих человеку формировать мировоззрение, содержащее в себе ответы на вопросы: «Какова истинная природа сознания человека?», «Какова физика единства человека с Природой?» и так далее. Тогда вопрос: «Кого мы воспитываем и каким человек должен стать?» остается риторическим. Эти пробелы в знаниях существенно влияют на отношение человека к окружающему миру, к экологии Земли, к самому себе, к своему физическому телу и в целом - к образу жизни. Отсутствие духовного вектора знаний в общем стволе его сознания кардинально влияет на судьбу и отражается на результатах поведения в семейном, коллективном и общественном уровнях. Мышление человека должно измениться в направлении гуманизации себя и через себя - окружающего мира. Поэтому в настоящее время нужны знания о том, что человек является не только биологическим существом. Внутри него осуществляется психическая жизнь - именно от её состояния зависит поведение, деятельность человека и его жизнь в целом. Во внешнем мире он может создать лишь то, что созвучно нравственному содержанию, сформированному в его Душе. В процессе жизнедеятельности он излучает и выносит во вне лишь те накопления, которые уже осмыслены и структурированы в его сознании. Необходимо признать тот факт, что совершенствование психической культуры человека и сообществ есть наиважнейшее, причинное по характеру, созидательное воздействие к устремлению познать истинный смысл жизни. И без такого возделывания внутреннего мира человека - его сознания вряд ли удастся достичь реальных успехов в совершенствовании себя, а через себя - окружающего мира.

Встав на такую позицию мы обнаружим, что психокультура осуществляет, прежде всего, компенсаторную функцию. Каждая социально-экономическая формация порождает такие проблемы в области воспроизводства человека, которые для предшествующей культуры не существовали, точнее, решались автоматически. В ходе разрешения этих новых проблем складывается новая психическая культура, которая со временем осваивает и включает в себя наработки предшествующего этапа познания себя. Так, эллинам пришлось заниматься проблемами формирования когнитивного блока психики («Разума»), христианам, помимо этого, проблемами формирования волевого, мотивоорганизующего начала («Духа»), а западному человеку (буржуа) - проблемами формирования самосознания, самоидентификации («Я»). Смена этих целевых парадигм хорошо прослеживается при анализе динамики формирования категориального аппарата европейской культуры. Что касается американской психокультуры, то она призвана, наряду с решением своей фундаментальной задачи - формированием самосознания - компенсировать деформации, порождаемые американским образом жизни: гиперрационализмом и сверхпотребительством, «компьютеризацией» и роботизацией человека, манипулятивным характером управления его поведением, что обеспечивает ограниченность участия в общественной жизни.

Рассматривая генезис становления методологического самосознания европейских психических культур, можно видеть, что все они складывались стихийно и носят неинституциональный характер. Так, античная психокультура «растворена» в философии, христианская - в философии и религии, а буржуазная - в философии, религии и психотерапии. Выделение «психической культуры» в качестве самостоятельного духовного феномена определяет природу возникновения последнего, а тем самым и объективную, независимую от чьего-либо воздействия цель его формирования - истинную функцию в контексте культуры как конкретно-исторического способа воспитания сознания человека.

Многие отождествляют культуру именно с внешними формами - будь то поведение, трудовая деятельность или отношение к материальному миру. Однако не будем забывать о том, что ещё древние прекрасно понимали то, что человек во внешнем мире представлен своим внутренним психическим состоянием, содержание которого выражено словами: «Если мира нет в твоей душе, его нет нигде!». И сегодняшние политические, военные и экологические кризисы недвусмысленно дают понять, что кризис присутствует в сознании современного человека, так как его качества определяет организацию и динамику окружающего мира, и без изменения душевного (психического) состояния достичь гармонии во внешней жизни просто невозможно.

Следовательно, необходимы перемены в сознании каждого человека, то есть изменение его психокультуры на основе ментального изменения в процессе его совершенствования и творческого развития. Человеку необходимо познать себя, природу своего сознания. Потому как мало сказать самому себе: «Не злись, убери агрессию, будь терпимым!». Необходимо ещё и научиться предотвращать гнев или избавляться от него в случае его появления. Таким образом, речь идёт о психической реабилитации сознания, об управлении внутренней динамикой жизни Души. Ещё в 20-е годы ХХ века Г.И. Гурджиев - выдающийся философ, психолог, мистик и Духовный учитель, автор системы «Четвёртый путь» высказал мысль о том, что в сознании человека на протяжении жизни на базе гипертрофированных качеств Души в процессе развития интеллекта может формироваться ложный магнетический центр. А русский философ П.Д. Успенский, рассматривая вопрос о практической пользе современной ему психологии, писал: «Когда мы поймём важность изучения человека с точки зрения его возможной эволюции, мы поймём, что первым ответом на вопрос - «что такое психология?», будет следующий: психология есть исследование принципов, законов и фактов возможной эволюции человека» [2Успенский П.Д. Четвёртый путь: Запись бесед, основанных на учении Г.И. Гурджиева. - СПб.: АО «Комплект», 1995. - 522 с., ил. ]. Ещё тогда психология сознания была определена как наука о путях и методах духовно-творческого самосовершенствования человека. Что бы на этот счёт ни сказали академические методологи современной психологии научного (мозгового) материализма - это определение подтверждено научно-психологическими исследованиями сотрудников ХОБФИЗИТ гуманизации. Каждый человек, который идёт по пути исследования природы своего сознания посредством работы над собой на базе освоения знаний энергоинформационного мировоззрения, осваивает психологию нового уровня познания - эниопсихологию.

Несмотря на то, что в настоящее время не существует общепризнанной парадигмы общественного развития через обновление сознания человека, проблема нездорового (негармоничного) человека с его антигуманным образом жизни уже осознаётся и поднимается для обсуждения. Всё больше звучит мысль о том, что психокультура становится генеральной стратегией в воспитании и образовании личности.

Если рассматривать современный системный кризис на основе синергетического подхода, увидим, что это процесс бифуркации старого миропорядка, он указывает на прохождение планетарным сообществом периода, связанного с космическим переходом человечества («Великим переходом») на новый эволюционный уровень. Вслед за ним наступит изменение модели цивилизационного развития, она трансформируется с общественно-ориентированной в личностно-ориентированную, характерной особенностью которой становится создание состояния гармонии как внутри самого человека, так и через него - во внешнем мире. В наибольшей степени требованиям гармонизации соответствует сознание с планетарным уровнем ценностей - ноосферного типа. Уже многие исследователи поддерживают идеи согласованности природных и социальных процессов, их единства, видят фундаментальные причины цивилизационной катастрофы в нарушении баланса между человеком и природой на уровне субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Они выражают новую идею гармонизации взаимоотношений социальной среды и Природы (Вселенной) с помощью гуманизации сознания человека.

Фундаментальные и практико-прикладные разработки ХОБФИЗИТ гуманизации, в том числе в области устойчивого развития экосоциосистем на базе обновления сознания человека, открывают возможности создания духовно-творческой системы управления социальной экологизацией субъекта исторического творчества: личности, семьи и коллектива. В развитие гражданского образования Фонд реализует программы и проекты посредством формирования на лабораторном уровне системы непрерывного пространственно-временного гуманистического воспитания и образования сознания личности путём освоения технологий инновационного Здорового образа жизни. Более десяти лет осуществляется реализация комплексного проекта «Региональная экспериментальная площадка «Инновационный Здоровый образ жизни» на базе нового - гуманистического мировоззрения. В процессе реализации проекта структурируются региональные экспериментальные площадки как образец нового культурно-образовательного пространства опережающего общественного развития - экосоциополиса и единого новоценностного поля культуры региона. В настоящее время в развитие данного проекта коллективом исследователей и сотрудников Фонда, Центра гуманизации гражданского образования «Эниоплюс»® и волонтёров осуществляется реализация двух проектов: «Ресурсный центр подготовки кадров гуманистической направленности» и «Культурно-образовательный центр формирования социально-активной творческой личности».

Формирующаяся гуманистическая парадигма инновационного Здорового образа жизни базируется на освоении человеком законов энергоинформационного обмена в процессе работы над собой на базе освоения Живого, творческого мышления и соответствует идее гуманизации как наработанного человечеством знания, так и выработки нового - Живого знания. Базовые основы, ценностные доминанты нового – энергоинформационное мировоззрение служат качественными критериями, обеспечивающими направление на создание системы комплексной реабилитации социума путём расширения и обновления сознания человека [3Мухина Н.В. Инновационный Здоровый образ жизни как новая психокультура. Сучасні проблеми науки та освіти. Матеріали 12-ї міжнародної міждисциплінарної науково-практичної конференції 27 квітня - 09 травня 2012 р., м. Євпаторія / Харків: Українська Асоціація «Жінки в науці та освіті», Харківський національний університет Імені В.Н. Каразіна. 2012. - 253 с., 4Вершинин Г.Д., Вершинина Е.М. Инновационные парадигмы общественной мысли XXI века. - Харьков: ИД «Райдер», 2003. - 232 с., 5Вершинина Е.М. Непрерывное воспитание и гуманизация в системе образования - суть социально-экономического и духовного возрождения общества. Концепция / Монография. Х., «Регион-информ», 2004. - 432 с.].

Идея Фонда имеет глубокие корни через взаимосвязь с основными идеями многовековой народной культуры, основанной на целостном и многомерном понимании мира на базе космогонического мировоззрения. В настоящее время она развивается в концепциях нового уровня познания: всеединства, коэволюции, трансформации биосферы в ноосферу, коллективизма-соборности, гуманизации. В его основу заложены ведущая роль женского начала и созидательное действие мужского начала (материи чувств и мыслящей материи), что обеспечивает духовное обновление на основе формирования интровертного мышления с ментальной логикой, освоения технологии самопрограммирования и управления развитием сознания [3Мухина Н.В. Инновационный Здоровый образ жизни как новая психокультура. Сучасні проблеми науки та освіти. Матеріали 12-ї міжнародної міждисциплінарної науково-практичної конференції 27 квітня - 09 травня 2012 р., м. Євпаторія / Харків: Українська Асоціація «Жінки в науці та освіті», Харківський національний університет Імені В.Н. Каразіна. 2012. - 253 с., 5Вершинина Е.М. Непрерывное воспитание и гуманизация в системе образования - суть социально-экономического и духовного возрождения общества. Концепция / Монография. Х., «Регион-информ», 2004. - 432 с., 6Мухина Н.В. Экология мышления - основа здорового образа жизни. Этические и духовные аспекты развития человека и общества. Материалы VII Международного форума 25-26 мая 2007 г., г. Киев / Киев: Национальный технический университет Украины «КПИ», Институт планетарного синтеза (Женева), Комитет по этике и гуманитарной экспертизе, Совет общественных организаций Украины. 2007. - 50 с.].

С гармонией, устойчивостью тесно связано новое состояние принятия другой, отличной от своей точки зрения, для дальнейшего осмысления и выработки нового знания через решение психологических задач. Оно способствует укреплению или корректировке внутреннего состояния сознания для целостного функционирования любой системы. Это актуальная задача человека новой психокультуры, разрешаемая путём гуманистического воспитания и образования его сознания. В этом случае состояние внутренней духовно-творческой мотивации личности становится психосоциальной нормой и новым качеством жизни. Преодоление нетерпимости, развитие стремления к сотрудничеству и со-творчеству утверждается как жизненная мудрость и обеспечивает решение важнейшего условия для проявления Евразийской цивилизации в её новом - космогоническом содержании. Это цивилизация с новой психической культурой человека, которая будет развиваться на базе изменения ментальности сознания путём гуманизации его знаниями энергоинформационного мировоззрения и станет ведущей компонентой формирования инновационного Здорового образа жизни.

Основой становления новой ментальности является русский язык как носитель кода жизни, раскрывающий в содержании слова космическую суть истинного знания, наиболее отвечающего сакральному смыслу. Учёные, изучая языки мира, выявили, что в русском (древнеславянском) языке закодированы Вселенские знания - его слова до настоящего времени несут смысл, изначально в них заложенный. Исследуя суть инновационного Здорового образа жизни, мы приходим к выводу, что «Жизнь - есть жизнь сознания». Само слово «Жи-знь» раскрывается как «Живое знание». Таким образом, Жизнь - это движение сознания в развитии мышления, где его рост заключается в освоении Живых знаний. Эти знания нужны человеку для развития духовно-творческого потенциала его сознания в условиях социальной практики в соответствии с программой судьбы. Они позволяют ему идти в своём временном интервале (заложенном этапами развития сознания), не отставая в прохождении жизненных уроков, то есть обучаться и развиваться в состоянии «здесь и сейчас». Жизнь сознания - это психическое и физическое движение человека в реализации идеи Духа. В такой трактовке образ жизни есть проявление человека в действиях (мышлении и поведении), что и отражает его внутреннюю духовную (психическую) культуру на уровне личности, семьи, коллектива и общества. В этом суть, содержание и качество самой жизни.

Рассматривая составные части слова «здоровый», извлекаем аналогичные слова, но разные, на первый взгляд, по смыслу, это: «здоровье», «здорово», «дорога», «дорогое» - все они имеют единый корень «дор». Он несёт в себе духовное содержание: «дорога» на древнеславянском означает: «движение по Земле Духа» (Д - «Дух»; ор - «земля»; га - «движение»). Первопричина, заложенная в нём - «продвижение к идее Духа», это путь эволюционного роста сознания. Таким образом, в корне «дор» заложен сакральный смысл: «Жизнь на Земле есть жизнь Духа». В Библии говорится, что Человек «вылеплен» из Божественной глины - по программе идеи Духа и материи Земли. Речь идёт об искре Божьей - духовном «Я», которое заложено как индивидуальный Божий дар (код) в каждое сознание. Человек должен в процессе эволюционного роста и развития в себе творческого потенциала совершенствовать идею Духа на протяжении жизни на Земле.

В слове «дорогое» также сокрыты духовные ценности. Осознавая в процессе жизни, что есть «дор», становится понятным: «дорогое» первоначально означало достижение самого ценного - движение в Духе, в сторону духовности, созидательного развития по судьбе. То, что приближало человека к Духу - раскрытие духовных ценностей - было самым необходимым, то есть дорогим. Постепенно ценности опустились на душевный и материальный уровни, трансформировались через сознание человека и отразились новым смысловым содержанием слова «дорогое». Для современного человека, сориентированного на земную шкалу ценностей, это слово больше означает материальные блага. Однако, мы здоровы тогда, когда все наши тела развиваются в соответствии с заложенной идеей развития сознания: «з-дор». «З» (с) - соединительная частица, которая сохранилась в языках славянских народов.

Таким образом, в основе инновационного Здорового образа жизни заложено движение сознания в направлении роста духовности по тем критериям, которые есть суть духовности - первопричины самого человека как идеи Духа. Следовательно, Здоровый образ жизни - это образ жизни, который направлен на реализацию идеи Духа по программе эволюции нашего сознания. Образ жизни всегда здоровый, когда мы развиваемся по своей судьбе. Ведь в нашей судьбе и прописан путь к Духу. Мы не всегда идём по этому пути, поэтому и не здоровы. Если прочесть слово «Дух» наоборот, получаем - «худ». Если человек не развивается, если в его сознании не формируется духовно-нравственный стержень - он духовно «худ» - имеет проблемы с психическим и физическим здоровьем, сама жизнь его наполнена неудачами, из-за чего он чувствует себя нереализованным.

Движение к Духу осуществляется через освоение вертикальной шкалы ценностных ориентиров человека - вертикали духовности. Продвигаясь по этой шкале, совершая отречение от старых, отработанных в практике ценностей, он растёт в качестве жизни. Для сознательного Здорового образа жизни необходимо формирование ценностной доминанты уровня Духа, начиная с переосмысления ранее наработанных душевных ценностей. В основе этого процесса заложено освоение инновационных знаний и технологий гуманизации, раскрывающих космический смысл жизни во Вселенной, смысл жизни Человека на Земле, его предназначение. Это позволяет выйти в состояние гармонии в социальной жизни - росту уровня ответственности человека за развитие своего сознания в соответствии с идеей Духа. Он становится социально-активной творческой личностью с общечеловеческими духовными ценностями как Гражданин Планеты.

Методологией инновационного Здорового образа жизни является освоение универсальной комплексной технологии гуманизации сознания - «Работа над собой». Её особенность заключается в том, что мировоззренческие технологические аспекты направлены на изменение внутренней сути человека. Это новая психическая жизнь и новый образ жизни. Такой подход переориентирует, расширяет и обновляет сознание, включает человека в качестве составляющей в Макрокосм. Технология базируется на со-творчестве сознаний в процессе их энергоинформационного обмена посредством динамичного обновления духовно-творческого начала (внутреннего человеческого психологического фактора), имеющего неограниченные психические, физические и интеллектуальные возможности. Комплексная технология состоит из составляющих её отдельных технологий. Основной технологией является «Формирование интровертного типа мышления» с дальнейшим выходом в уровень Живого, творческого мышления. Это позволяет человеку мыслить опережающим образом, осваивать новое качество жизни, повышать социальную активность и оптимально использовать все виды ресурсов. На базе обновления сознания его творческая деятельность формирует инновационный Здоровый образ жизни и способствует становлению нового общества, в котором информация и Живые знания становятся ведущим жизненным ресурсом. Живое, творческое мышление как экомышление и Живые знания выступают инструментом выхода человека в уровень самопознания, самосовершенствования и самовоспитания личности в процессе его эволюции [5Вершинина Е.М. Непрерывное воспитание и гуманизация в системе образования - суть социально-экономического и духовного возрождения общества. Концепция / Монография. Х., «Регион-информ», 2004. - 432 с., 6Мухина Н.В. Экология мышления - основа здорового образа жизни. Этические и духовные аспекты развития человека и общества. Материалы VII Международного форума 25-26 мая 2007 г., г. Киев / Киев: Национальный технический университет Украины «КПИ», Институт планетарного синтеза (Женева), Комитет по этике и гуманитарной экспертизе, Совет общественных организаций Украины. 2007. - 50 с.. 7Ващенко В.В. Инновационное управление качеством жизни на базе менеджмента нового типа. Этические и духовные аспекты развития человека и общества. Материалы VII Международного форума 25-26 мая 2007 г., г. Киев / Киев: Национальный технический университет Украины «КПИ», Институт планетарного синтеза (Женева), Комитет по этике и гуманитарной экспертизе, Совет общественных организаций Украины. 2007. - 50 с.].

Достижение этой цели возможно только на базе освоения знаний энергоинформационного мировоззрения, которые преобразуют психическую культуру человека, его семьи и коллектива, что создаёт в ноосфере Земли энергоинформационное образование - магнетизм общества единомышленников. Со временем данные трансформации приведут к созданию общества нового типа - общества оптимизации. В нём гармония социальной среды и Природы будет построена на знании Космических законов Жизни, что обеспечит для человека выход из поля зависимостей от своих ложных ценностей, внутренней дисгармонии и борьбы (программы внешнего управлении им). Это связано с тем, что жизнь по Космическим законам развивается на базе духовных ценностей и человек уходит из уровня привязок (психических притяжений) по земным ценностям, что очищает его от иллюзий, обмана, власти денег и всех форм насилия. Работа над собой по формированию новой психокультуры приводит к высокому качеству жизни - к духовному и физическому здоровью, к созидательному творчеству, выполнению миссии - к тому состоянию, которое мы называем счастьем [3Мухина Н.В. Инновационный Здоровый образ жизни как новая психокультура. Сучасні проблеми науки та освіти. Матеріали 12-ї міжнародної міждисциплінарної науково-практичної конференції 27 квітня - 09 травня 2012 р., м. Євпаторія / Харків: Українська Асоціація «Жінки в науці та освіті», Харківський національний університет Імені В.Н. Каразіна. 2012. - 253 с., 5Вершинина Е.М. Непрерывное воспитание и гуманизация в системе образования - суть социально-экономического и духовного возрождения общества. Концепция / Монография. Х., «Регион-информ», 2004. - 432 с.].

Информационные источники:

  1. Горлов А.А., Бисюк Ю.А. Биоэтика и будущее человечества. - Симферополь: изд-во КГМУ, 2001. - 115 с.
  2. Успенский П.Д. Четвёртый путь: Запись бесед, основанных на учении Г.И. Гурджиева. - СПб.: АО «Комплект», 1995. - 522 с., ил.
  3. Мухина Н.В. Инновационный Здоровый образ жизни как новая психокультура. Сучасні проблеми науки та освіти. Матеріали 12-ї міжнародної міждисциплінарної науково-практичної конференції 27 квітня - 09 травня 2012 р., м. Євпаторія / Харків: Українська Асоціація «Жінки в науці та освіті», Харківський національний університет Імені В.Н. Каразіна. 2012. - 253 с.
  4. Вершинин Г.Д., Вершинина Е.М. Инновационные парадигмы общественной мысли XXI века. - Харьков: ИД «Райдер», 2003. - 232 с.
  5. Вершинина Е.М. Непрерывное воспитание и гуманизация в системе образования - суть социально-экономического и духовного возрождения общества. Концепция / Монография. Х., «Регион-информ», 2004. - 432 с.
  6. Мухина Н.В. Экология мышления - основа здорового образа жизни. Этические и духовные аспекты развития человека и общества. Материалы VII Международного форума 25-26 мая 2007 г., г. Киев / Киев: Национальный технический университет Украины «КПИ», Институт планетарного синтеза (Женева), Комитет по этике и гуманитарной экспертизе, Совет общественных организаций Украины. 2007. - 50 с.
  7. Ващенко В.В. Инновационное управление качеством жизни на базе менеджмента нового типа. Этические и духовные аспекты развития человека и общества. Материалы VII Международного форума 25-26 мая 2007 г., г. Киев / Киев: Национальный технический университет Украины «КПИ», Институт планетарного синтеза (Женева), Комитет по этике и гуманитарной экспертизе, Совет общественных организаций Украины. 2007. - 50 с.
.
Главная | О фонде | Мотивация | Структура фонда | Направления деятельности | Семинары
Технологии гуманизации | Статьи | Публикации | Глоссарий | Контакты