.
ХАРЬКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ИННОВАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ, ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ ГУМАНИЗАЦИИ
.
Новости фонда
В 2017 году
ХОБФИЗИТ гуманизации продолжает реализацию социальных проектов: «Культурно-образовательный центр формирования социально-активной творческой личности» - на 1 этапе и «Ресурсный центр подготовки кадров гуманистической направленности» - на 2 этапе. В их развитие работает научно-исследовательская лаборатория «Развитие творческой личности», цель которой – создание научно-методической базы. Апробация технологий гуманизации реализуется на экспериментальной площадке Культурно-образовательный центр «Эниоплюс», являющейся базой практики по формированию качеств социально-активной творческой личности и нового Лидера. Проводятся семинары. Тел. 731-54-76
В 2017 году
Культурно-образовательный центр "ЭНИОПЛЮС" проводит семинары с инновационным наполнением серии «Общество 3-го тысячелетия»: «Особенности настоящего времени», «Зарождение цивилизации третьего тысячелетия», «Гуманистический образ жизни - основа жизненного успеха», «Харьков - город гуманистического развития», «Духовный оберег Харькова», «Духовные святыни родного края», «Переосмысление уроков истории», «Путь Г.С. Сковороды - рождение Нового человека» и другие. Приглашаем желающих. Тел. 730-05-74. enioplus.com
В 2017 году
С целью создания системы передачи инновационных знаний путем подготовки кадров гуманистической направленности на базе освоения инновационной системы духовно-творческого управления «Менеджмент нового типа» продолжается реализация проекта «Культурно-образовательный центр формирования социально-активной творческой личности и нового Лидера». В развитие проекта проводятся мировоззренческие семинары и индивидуальные занятия. Тел. 731-54-76, 067-573-86-59
"Расцвет точного знания, наук, связанных с изучением нашей планеты и космоса, совершенно меняет картину мира".

В.И. Вернадский, 1926 г.

Вершинина Е.М., Вершинина М.А.

РОЛЬ ИДЕОЛОГИИ ГУМАНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Ведущая тенденция развития современного мира людей - обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к своему истинному предназначению как Человека. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции - важнейшая задача, поставленная самой жизнью. На сцену эволюции жизни выходит новый Человек, задача которого заключается в формировании внутреннего духовно-творческого потенциала созидателя, способного преодолеть в себе состояние потребителя, в котором он сегодня находится.

Наша цель направлена на выработку идеологии гуманизации для формирования социально-активной творческой личности как нового субъекта исторического творчества Земли. Поэтому, значимость идеологии в формировании такой личности и её роль в этом процессе является ведущей, о чём свидетельствует история. Речь идёт о месте идей и идеалов, неразрывно связанных с духовным потенциалом личности, так как идеология содержит суть мировоззренческого начала, проявленного жизненными ценностями, отражающими её внутреннюю мотивацию, управляющую деятельностным поведением в социуме.

Гуманизм (лат. humanus - человеческий, человечный) - это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений [1Большой энциклопедический словарь / - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1998. - 1456 с. илл.].

Идеология (от греч. Idea b logos - слово, учение; буквально: учение об идеях) - некоторая совокупность идеалов, целей и взглядов, посредством которых определённая общность людей выражает своё отношение к существующей социальной реальности и конфликтам [2Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.]. Идеология - это, прежде всего, учение, которое определяет развитие общества на основе системы знаний о мире и роли человека в нём. Идеология представляет собой систему ценностей духовного наполнения и власть человеческой общности, выражает её интересы и использует наиболее оптимальный вариант для данной общности, формируя под неё свою модель [3Волков Ю. Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). - Челябинск, Академия социальных наук, 1995. - 226 с.]. Таким образом, идеология имеет свои характерные черты, главные из которых: духовное определение преобразований в истории человечества, развитие и функционирование общества; раскрытие природы мира и роли человека в этом мире. Идеология интегрирует знания, выработанные предшествующими поколениями. Она является организующей формой общественной жизни, она побуждает действовать, и, следовательно, жить. Потому что она направляет мышление человека на поиск смысла жизни и стимулирует выработку ценностных ориентиров и поведения, при этом интегрируя его деятельность в интересах общества.

Восхождение к личности - ведущая идея гуманизма и задача гуманизации науки, воспитания и образования. Личность - одна из наиболее излюбленных, выстраданных и проработанных тем мировой гуманистической философской мысли, определяющей направление идеологии гуманизации - человек как цель развития, как критерий оценки эволюции общественного прогресса и как гуманистический идеал. Личность как сознание общественного уровня, должна обладать общечеловеческими ценностями, так как гуманность (humanitas) - это изначально духовная основа человеческой природы и суть внутренней духовной культуры. В человеке она выражена и проявлена в социальной практике качествами творчества: открытостью, ответственностью, самостоятельностью, самодостаточностью, человеколюбием, справедливостью, принятием иного взгляда и образа мыслей. «Можно сказать, что это как бы обретение образа человеческого, целостного во всех его проявлениях. Мы же понимаем, что когда слово входит в обиход, то оно уже носит такое чисто техническое значение, к сожалению... Ещё в 70-е годы XX века А.А. Солженицын написал статью «Об образованщине». Речь шла об общественном сознании советских людей, которые получили образование, могли гордиться: «мы духовнее всех, потому что мы любим ходить в театры, книжки читать, у нас метро самое читающее в мире…, а ведь очень часто это не образованный человек, потому что он не обрёл, действительно, этого образа человеческого, высшего, духовного. И часто охват у нас поверхностный. Знают то, что надо знать здесь и сейчас, что принято знать. Не могут и часто просто не умеют выразить себя как такового, целостность свою, потому что её нет. А есть нечто, что даёт набор признаков: вот это интеллигент, это учитель, вот это врач… Мы гордились своей системой образования и она, действительно, была замечательной, до поры - до времени» [4http://www.babyblog.ru/community/post/2012/1702621].

Для формирования состояния творческой личности необходима новая идеология, в основе которой заложены гуманистические ценностные ориентиры, отвечающие внутренней интенции абсолютно каждого человека в обществе. Многолетние научные исследования, проводимые ХОБФИЗИТ гуманизации, позволили определить, что роль новой идеологии может выполнить гуманизация, основой которой являются научно-духовные знания энергоинформационного мировоззрения. Переход к гуманистическому обществу характеризуется сменой технократической парадигмы на новую - человекоориентированную, в основе которой лежит целостность сознания человека, его единство с Природой (Вселенной). Поэтому современному человеку, чтобы сознательно раскрыть в себе творческий потенциал, необходимо ответить на вопросы о смысле жизни, изучить истинную природу своего сознания и осознать непререкаемость гуманистических ценностей [5Вершинин Г.Д., Вершинина Е.М. Инновационные парадигмы общественной мысли XXI века. - Харьков: ИД «Райдер», 2003. - 232 с.].

Реформирование отношений в обществе представляет собой процесс длительный и болезненный, так как связан с формированием нового уровня общественного сознания. Наиболее важным аспектом раскрытия потенциала созидательной активности в его развитии выступает определение ценностных идеалов планетарного уровня с ориентацией на внутреннюю мотивацию личности, которая способна сформировать единый целеполагающий принцип жизни для человека и человечества. Человек по ступеням развития внутреннего духовного потенциала сознания как индивидуальность, индивидуум, творческая индивидуальность и личность формирует внутреннюю мотивацию к действию в зависимости от наработанного уровня «человеческого» в нём. Первый уровень - «выживание», в котором своими действиями индивидуальность мотивирована к обеспечению потребностей физического тела. Второй - «существование». Оно выражено стремлением индивидуума и творческой индивидуальности к достижению успеха с ориентацией на общепризнанные ценности и материальные стимулы, через которые они утверждаются во внешнем мире. Третий - «развитие» как созидательное творческое стремление личности к раскрытию своего природного потенциала и творению нового мира. В этом уровне у человека развивается внутреннее творческое начало и позитивное устремление к формированию состояния духовно-творческой мотивации на созидание. Личность способна к осознанному обновлению сознания посредством изменения качеств Души и типа мышления путём постоянного освоения знаний гуманистического (энергоинформационного) мировоззрения. На основе освоения нового - интровертного (сердечного) типа мышления раскрывается внутренний человеческий психологический фактор как духовно-творческое состояние Души. Новое состояние обеспечивает человеку переход в уровень познания себя как «Я-Сознание». При этом проявляется душевный подъём и радость от самого процесса творчества, когда наступает внутренняя гармония, выраженная психическим состоянием счастья от полноты жизни и физического здоровья. Такое состояние сознания основано на внутренней природной потребности и мотивации к творческому действию как волеизъявление самого человека, а не навязанное, вынужденное действие со стороны какого-либо объединения, например, партии или государства.

То есть, гуманизация на основе знаний энергоинформационного мировоззрения - это признание человека непрерывно развивающимся сознанием. Идеология гуманизации позволяет активизировать творческое начало на основе изменения мыслительной деятельности. Освоение технологий гуманизации выводит человека на оптимальный уровень энергоинформационного обмена в процессе его жизнедеятельности. Целью становится не знание, а развитие творческой личности в процессе освоения нового знания. Обучение есть процесс непрерывный во времени и пространстве, оно основано на воспитании как органической ассимиляции и исходит изнутри. Не программа обучения, а человек должен определять его качество и количество. Воспитание и образование необходимо направить на развитие тех свойств и способностей, с которыми человек приходит в мир и на базе которых он должен в течение жизни сделать надстройку. В связи с чем, главной психологической особенностью новой системы воспитания и образования становится то, что новый субъект исторического творчества, в процессе самого творчества, будет использовать новый тип мышления - Живой, а, следовательно, и новый механизм мышления - Энергомозг, питающийся энергией «вакуума» Вселенной (психической энергией творения). Второй особенностью станет фундаментализация процесса обучения через гуманизацию, суть которой в том, что человек является природным существом, животворящей космической системой. Следовательно, под самостоятельной целью его развития понимается раскрытие духовно-творческой мотивации к освоению жизненной программы (судьбы) [6Вершинина Е.М. Непрерывное воспитание и гуманизация в системе образования - суть социально-экономического и духовного возрождения общества. Концепция / Монография. Х., «Регион-информ», 2004. - 432 с.].

Задачи, связанные с гуманизацией сознания личности, а через неё - с формированием гармоничных семьи, коллектива и общества оптимизации, решаются посредством перехода к личностно-ориентированной модели цивилизационного развития. Её суть раскрывается через освоение знаний энергоинформационного мировоззрения и технологий гуманизации, так как гармонизация по отношению к себе и окружающему внешнему миру является главным условием жизни человека по предназначенной ему эволюционной программе. Это, несомненно, самый оптимальный вариант обеспечения жизнедеятельности, и создание условий для его реализации требует обновлённой системы гуманистического воспитания и образования с введением психолого-педагогических методов, способствующих сознательной реализации человеком своих духовных потенциальных возможностей посредством социально значимой творческой деятельности.

Поэтому внедрение идеи креативной педагогики, как науки о творчестве, в процесс воспитания и образования, следует считать одной из самых важных составляющих гуманизации образования. Однако очень трудно отказаться от достижений функционирующей системы, формировавшейся десятилетиями, утвердившейся в общественном мнении и получившей образное название «педагогики восхождения». Суть её состоит в том, что педагогу отводится роль источника информации и толкователя явлений окружающего мира, законодателя в идеологии и мировоззрении, проводника к вершинам наработанных человечеством знаний и мастерства. Ученику при этом отводится роль ведомого, исполнителя, субъекта, который в результате прохождения курса обучения должен превратиться в человека-специалиста с «заданными параметрами». Сегодня социум ощущает на себе последствие воздействия «педагогики восхождения», усиленной современными информационными технологиями. В связи с этим требуется перестройка системы воспитания и образования на новых концептуальных основах, когда в центре образовательной деятельности появится человек как «сознание» и уникальное явление во Вселенной (Природе). Его надо вовлечь в воспитательно-образовательный процесс, который обеспечивает развитие в нём качеств социально-активной творческой личности, раскрывая его духовно-нравственный потенциал, формируя Живое, творческое мышление, как способность к самостоятельному действию в гармонии с окружающим миром.

В качестве альтернативы «педагогике восхождения» гуманистическая педагогика в своих основных чертах известна с глубокой древности. Считалось, что ученик вырастает в Человека и достигает вершины культурного и профессионального мастерства не в том случае, когда ему об этом рассказывают и показывают, а если он на равных с Учителем и вместе с ним участвует в культурно-образовательной деятельности. Так зародилась «педагогика сотрудничества». Её заслуга в том, что она позволяет обнаружить, сохранить, вырастить талант в человеке и создать в различных сферах деятельности общества школы одарённых людей, достигших высших результатов в профессиональной деятельности путём постоянного духовно-творческого роста качеств сознания социально-активной личности и нового Лидера [6Вершинина Е.М. Непрерывное воспитание и гуманизация в системе образования - суть социально-экономического и духовного возрождения общества. Концепция / Монография. Х., «Регион-информ», 2004. - 432 с.].

И, несмотря на то, что мы продолжаем жить и работать, казалось бы, внутри зрелой педагогической системы, всё же в настоящее время «педагогика сотрудничества», как её понимали и формировали указанные школы (например, Вальдорфская), реализована на уровне гуманитарных знаний для воспитания творческой индивидуальности [7Ионова Е.Н. Вальдорфская педагогика: теоретико-методологические аспекты. - Харьков: «Бизнес Информ», 1997. - 300 с]. В будущем «педагогика сотрудничества» должна пройти этап гуманизации знаниями энергоинформационного мировоззрения, трансформируясь по своему содержанию в «педагогику созидания». Поэтому актуальным остаётся создание необходимой методологической и методической базы для гуманизации системы воспитания и образования, что требует в первую очередь освоения нового знания о природе сознания человека [6Вершинина Е.М. Непрерывное воспитание и гуманизация в системе образования - суть социально-экономического и духовного возрождения общества. Концепция / Монография. Х., «Регион-информ», 2004. - 432 с.].

Принятие сознания человека как «сосуда», наполняемого интеллектуальными знаниями, без учёта его истинной природы сознания, долгие годы не позволяло перейти к раскрытию у него сознательной потенции творческого действия. По этой причине сегодня продолжается развитие интеллектуальных методов индивидуального обучения. Это не способствует перестройке учебно-воспитательного процесса и не создаёт стимулов для наполнения «педагогики сотрудничества» новым уровнем знаний о природе сознания человека для раскрытия психолого-педагогических аспектов созидательной педагогики. Идея «педагогики созидания» построена на фундаменте наработанного опыта в основах креативной педагогики, задача которой - формировать знания, мотивирующие каждого человека на творческое действие в условиях социальной практики. Потому творческий потенциал личности формируется при условии превалирования воспитательных технологий в процессе обучения человека, то есть гуманизации его сознания как следствия решения психологических задач. Если рассматривать креативную педагогику через введение технологий модульно-развивающего обучения на базе личностно-ориентированной модели в системе воспитания и образования, то она качественно поднимается на новый уровень посредством со-творчества сознаний, так как построена на синтезе духовного роста обучающего и обучающегося, находящихся одновременно и равнозначно в процессе развития их способности к самопознанию. Такая педагогика имеет все основания называться созидательной педагогикой системы непрерывного пространственно-временного гуманистического воспитания и образования. Для этого у неё есть мировоззренческий фундамент - знания энергоинформационного мировоззрения и идеология гуманизации, а также новая философия - экософия, как психологическая, социологическая, этическая основа. Благодаря новому мировоззренческому фундаменту качественно изменяются базовые педагогические понятия: воспитание и его сущность, цели, задачи и содержание образования. Результатом освоения гуманистических знаний является творческая деятельность личности, направленная на формирование одновременно как состояния объекта, совершенствующего себя, так и субъекта, творящего внешний мир. Поэтому в настоящее время внедрение принципа «Образование на протяжении всей жизни» на базе освоения знаний нового мировоззрения и технологий гуманизации обеспечивает развитие творческой личности как субъекта творчества по технологии непрерывности во времени и пространстве. Данная технология выступает в роли «Материнской Супертехнологии XXI века» и её особенностью является то, что полная эффективность работы других технологий XXI века находится в зависимости от неё [5Вершинин Г.Д., Вершинина Е.М. Инновационные парадигмы общественной мысли XXI века. - Харьков: ИД «Райдер», 2003. - 232 с., 6Вершинина Е.М. Непрерывное воспитание и гуманизация в системе образования - суть социально-экономического и духовного возрождения общества. Концепция / Монография. Х., «Регион-информ», 2004. - 432 с., 8Вершинин Г.Д., Мищенко В.А. Фундаментализация и гуманитаризация университетского технического образования // VI Академические чтения. Образование и наука на рубеже XXI века: проблемы и перспективы развития: Тезисы докладов. 21-23 июня 2000. - Новочеркасск, 2000. - С. 52.].

Большую роль в гуманизации воспитания и образования человека, независимо от его биологического возраста и социального статуса, как гражданина страны и мира, могут сыграть институты гражданского образования или общественных инициатив. Их историческая миссия заключается в развитии системы непрерывного пространственно-временного гуманистического воспитания и образования - духовно-творческого пространства формирования нового субъекта исторического творчества Земли. В этой связи будет развиваться новый вид профессиональной деятельности, программа которого на общественном уровне раскрывается через гуманизацию гражданского образования. Она направлена на создание системы инвестиционно-информационного и научно-психологического сопровождения человека в процессе освоения им энергоинформационного мировоззрения и технологий гуманизации [9Моисеев Н.Н. Возвращение к гуманистическим традициям. - Ежегодник Философского общества СССР. М.: «Наука», 1989-1990. - 13Чернов И.Б. Гуманизм и смирение // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. - М.: «Современные тетради», 2005. Электронная версия.].

ХОБФИЗИТ гуманизации в своей деятельности делает акцент на социальное прогнозирование и моделирование системы непрерывного пространственно-временного воспитания и образования личности. В её основу заложена программа формирования целостного человека путём гуманизации сознания в процессе познания им своей внутренней сути, а также раскрытия способности к предвидению, которое и придаёт управлению процессом реализации программ и проектов целенаправленный характер, служит средством апробации разработок и проверки их на истинность. При Фонде создан Ресурсный центр социальной реабилитации, как головная научно-исследовательская и опытно-технологическая база гуманизации общественного развития, в которой ведущую роль выполняет система научно-психологического сопровождения подготовки кадров нового типа.

Внедрение идеологии гуманизации, апробация энергоинформационных технологий обновления сознания личности, гармонизации семьи и коллектива осуществляется на экспериментальных площадках Фонда. Научно-исследовательские работы проводятся на основании договоров сотрудничества с организациями-партнёрами. В частности, совместно с кафедрой финансов Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» разрабатывается система инновационного управления - «Менеджмент нового типа», освоение которой позволяет осуществлять подготовку кадров гуманистической направленности.

Для передачи в социальную практику новых знаний и технологий Фонд с 2012 года реализует проект «Культурно-образовательный центр социально-активной творческой личности и нового Лидера». Теоретические и практические разработки проводятся сотрудниками Центра гуманизации гражданского образования «Эниоплюс»® [15Мухина Н.В. Инновационный Здоровый образ жизни как новая психокультура. Сучасні проблеми науки та освіти. Матеріали 12-ї міжнародної міждисциплінарної науково-практичної конференції 27 квітня - 09 травня 2012 р., м. Євпаторія / Харків: Українська Асоціація «Жінки в науці та освіті», Харківський національний університет Імені В.Н. Каразіна. 2012. - 253 с.]. Освоение идеологии гуманизации позволяет им выходить в уровень духовно- творческой и научно-технологической деятельности, становиться со-творящим сознанием Вселенскому творческому сознанию, что позволяет в будущем формировать новое общество - общество оптимизации [5Вершинин Г.Д., Вершинина Е.М. Инновационные парадигмы общественной мысли XXI века. - Харьков: ИД «Райдер», 2003. - 232 с., 6Вершинина Е.М. Непрерывное воспитание и гуманизация в системе образования - суть социально-экономического и духовного возрождения общества. Концепция / Монография. Х., «Регион-информ», 2004. - 432 с., 14Ващенко В.В. Инновационное управление качеством жизни на базе менеджмента нового типа. Материалы VII Международного форума 25-26 мая 2007 г., г. Киев / Киев: Национальный технический университет Украины «КПИ», Институт планетарного синтеза (Женева), Комитет по этике и гуманитарной экспертизе, Совет общественных организаций Украины. 2007. - 50 с. 9. ].

Информационные источники:

  1. Большой энциклопедический словарь / - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1998. - 1456 с. илл.
  2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
  3. Волков Ю. Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). - Челябинск, Академия социальных наук, 1995. - 226 с.
  4. http://www.babyblog.ru/community/post/2012/1702621
  5. Вершинин Г.Д., Вершинина Е.М. Инновационные парадигмы общественной мысли XXI века. - Харьков: ИД «Райдер», 2003. - 232 с.
  6. Вершинина Е.М. Непрерывное воспитание и гуманизация в системе образования - суть социально-экономического и духовного возрождения общества. Концепция / Монография. Х., «Регион-информ», 2004. - 432 с.
  7. Ионова Е.Н. Вальдорфская педагогика: теоретико-методологические аспекты. - Харьков: «Бизнес Информ», 1997. - 300 с
  8. Вершинин Г.Д., Мищенко В.А. Фундаментализация и гуманитаризация университетского технического образования // VI Академические чтения. Образование и наука на рубеже XXI века: проблемы и перспективы развития: Тезисы докладов. 21-23 июня 2000. - Новочеркасск, 2000. - С. 52.
  9. Моисеев Н.Н. Возвращение к гуманистическим традициям. - Ежегодник Философского общества СССР. М.: «Наука», 1989-1990.
  10. Волков Ю. Г. Манифест гуманизма: Идеология и гуманистическое будущее России. - М.: АНО РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2000.
  11. Кувакин В.А. Гуманизм, идеология, политика // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: Доклады и выступления. / Под общ. ред. А.В. Бузгалина. - М.: «РОХОС», 2004.
  12. Кувакин В.А. Социализация гуманизма // Здравый смысл. 2005, № 3 (36), с. 50.
  13. Чернов И.Б. Гуманизм и смирение // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. - М.: «Современные тетради», 2005. Электронная версия.
  14. Ващенко В.В. Инновационное управление качеством жизни на базе менеджмента нового типа. Материалы VII Международного форума 25-26 мая 2007 г., г. Киев / Киев: Национальный технический университет Украины «КПИ», Институт планетарного синтеза (Женева), Комитет по этике и гуманитарной экспертизе, Совет общественных организаций Украины. 2007. - 50 с. 9.
  15. Мухина Н.В. Инновационный Здоровый образ жизни как новая психокультура. Сучасні проблеми науки та освіти. Матеріали 12-ї міжнародної міждисциплінарної науково-практичної конференції 27 квітня - 09 травня 2012 р., м. Євпаторія / Харків: Українська Асоціація «Жінки в науці та освіті», Харківський національний університет Імені В.Н. Каразіна. 2012. - 253 с.
.
Главная | О фонде | Мотивация | Структура фонда | Направления деятельности | Семинары
Технологии гуманизации | Статьи | Публикации | Глоссарий | Контакты